Татуировка Маори

Маори, коренные жители островов Новой Зеландии, на протяжении своей многовековой истории создавали неповторимые культурные ценности. Даже не будучи специалистом, взглянув на своеобразные узоры резьбы по дереву, искусно изготовленные плащи, нефритовые нагрудные украшения и другие предметы маорийской культуры, можно определить их самобытную и своеобразную этнографическую принадлежность. 
Любопытно, что культура Маори дважды за свою историю претерпевала коренные изменения. Впервые - в XVI в., когда Маори переселились из Центральной Полинезии на острова Новой Зеландии. 

Второй раз культура Маори подверглась изменениям, когда на острова Новой Зеландии прибыли колонизаторы, которые пытались всеми средствами европеизировать коренное население, в том числе и Маори. 
В конце XVIII в. на островах Новой Зеландии проживало около 300 тыс. Маори. К концу XIX в. их осталось всего 40 тыс. В XX в. численность Маори несколько возросла. Сейчас их насчитывается 30 тыс., они составляют 6% от общего числа жителей страны. Однако по отношению к ним все еще проводится политика насильственной ассимиляции. В 1921 г. Коуэн записал следующее высказывание одного Маори: «У тебя могут украсть все твои самые ценные вещи, но никто не лишит тебя твоего моко» (татуировки. Примеч. авт.). То же самое подтвердил М. Кинг на примере описанного им отношения представителей современного новозеландского общества к традиционной татуировке Маори. В своей работе «Moko. Maori Tattooing in the 20-th century» (Веллингтон, 1972 год) он изложил причину, по которой анкетированные в этом году маорийские женщины желали прибегнуть к процедуре татуирования: «Когда я спросил нескольких женщин, которые уже имели либо хотели обладать моко, почему они стремятся приобрести татуировку, то услышал один и тот же ответ: потому что это по-маорийски. Моко являлось для этих женщин видимым воплощением культуры Маори, подтверждением ее неповторимости в мире, который становился все более европеизированным». Маори считали, что татуировка - наилучшее украшение. Характерная особенность рисунков маорийской татуировки - кривые линии и крупные спирали. Известный исследователь искусства тату Н. Schiffmacher отмечает, что «тату в виде спиралей и линий на лице жителей Маори рассказывает (тем, кто способен понять) историю жизни их обладателя, его генеалогию, свойства характера. Причем эти изображения не ограничиваются земной сферой его назначения. Подразумевается их применение и после смерти, когда душа предстает перед Высшим судом». Знатные мужчины татуировали все лицо, а тело - от талии до колен. Женщины татуировали только подбородок, губы и иногда делали небольшие рисунки на лбу и щеках. Не случайно в письме К.Д. Бальмонта к Д.Н. Анучи-ну мы находим следующие слова: «Если бы я должен был ответить, что произвело на меня самое сильное впечатление, я ответил бы - упоительные глаза маорийских женщин и их татуированные лица». 
i (2)
Майорийские резчики по дереву умели полностью воспроизводить накожную живопись живых и умерших предков, бальзамировать татуированные головы соплеменников. Они создавали не только историю, но и подлинную галерею - пантеон образов тех сородичей, добропорядочности, трудолюбию, мастерству и иным достоинствам которых стремились подражать. Эта форма сохранения памяти и знания препятствовала превращению народа Маори в «иванов, не помнящих родства» и, несомненно, должна была способствовать преемственности искусства тату, которое не умирало со смертью носителя наколки. 
Лучшие знатоки маорийской культуры Е. Бест и Те Ранги Хироа считают, что маорийские резчики превратили ремесло в искусство, равного которому не было не только в Полинезии, но и на всех островах Тихого океана. Возможно, данное обстоятельство позволило Маори посредством деревянного зодчества сохранить татуировку своих предков, примером этому могут служить коллекции музея антропологии: резная доска поу-поу (на фоне орнаментальной резьбы высоким рельефом изображена фигурка предка. Орнаментация лица и тела передает татуировку); шкатулка вака (продолговато-овальная в общем плане, полукруглая в поперечном сечении, с плотно пригнанной выпуклой крышкой, на торцах вырезаны ручки в виде антропоморфных головок. На них татуировка и детали лица не вырезаны, а нарисованы желтой краской); мумифицированная голова пожилого мужчины (по линии татуировки синего цвета кое-где сделаны тонкие надрезы и добавлены спирали, врезанные в кожу уже после мумификации головы); мумифицированная голова молодой женщины (лицо украшено врезным рисунком, воспроизводящим мотивы мужской татуировки вождей Маори. На данном экспонате нет татуировки, а имеющийся рисунок врезан после мумификации головы. Мочки ушей с большими отверстиями, снизу кожа стянута деревянным обручем.