Отношение к татуировке Ч. Ломброзо - идеолога школы

Чезаре Ломброзо (1835-1909 гг.), видимо, был первым, кто обратил внимание на широкое распространение татуировок среди преступников, что, безусловно, определило его отношение к ней: он рассматривал наколку как проявление атавизма и как признак нравственной деформации личности. Исследователь утверждал, что татуировка характеризует собой определенный антропологический тип: носителями ее являются в большинстве случаев прирожденные преступники и прирожденные проститутки. 

В 1876 г. Ч. Ломброзо, будучи уже признанным методологом криминальной антропологии, разработал теорию, согласно которой до 40% всех преступников не виноваты в содеянном, ибо обладают врожденной предрасположенностью к злодеяниям, что связано с "признаками нашей организации". Если же добавить к этому их склонность к татуировке, то внешняя характеристика человека, который просто обязан, по Ломброзо, стать преступником, становится очевидной. Ученый считал: "Кто татуируется, является или преступником, или дегенеративной личностью". 
i
В конце XIX в. многие юристы, политики и судебные врачи Европы разделяли позицию Ч. Ломброзо. Они рассматривали татуирование как одно из проявлений бунта и угрозу культурным ценностям. В результате широкой кампании преследования "носителей цветных знаков на коже" татуировщики и обладатели татуировки стали считаться чуть ли не закоренелыми преступниками. Кульминационным пунктом акции, целью которой была полная дискредитация татуированных, по мнению А. Ельски, стал тезис: "Татуировка - не что иное, как своеобразный признак прирожденного преступника" или "дикого человека". По нашему мнению, такие догматические заявления были определенной отдушиной, так как в рассматриваемый период европейское общество находилось в криминогенном кризисе. Поэтому задача серьезного научного рассмотрения явления татуирования как этносоциальной, мировоззренческой культуры (о художественном искусстве тату речь в этот период не шла) просто не ставилась. Причина ясна - субъективистский подход большинства европейских криминалистов, антропологов, этнографов, криминологов, судебных медиков, психиатров и других ученых (вплоть до середины XX в.) к феномену тату. Они не нашли и не желали увидеть в генезисе накожной живописи более значимые закономерности жизнедеятельности, а связывали ее прежде всего с модой у моряков и преступников, наносивших наколки в подражание первобытным народам. 

И если в дальнейшем несостоятельность теории Ломброзо, посвященной описанию антропологического типа прирожденного преступника, была доказана, то участь негативного отношения к татуировке продолжает иметь место. Как правильно отмечал в 1928 г. Я.М. Коган, после того, как было опровергнуто учение о прирожденном преступнике, потеряло свое значение и объяснение татуировки как атавистического признака. 

Несмотря на негативное отношение большинства ученых и чиновников, накожная живопись не исчезла, а перешла на нелегальное положение в Европе и во многих цивилизованных странах мира, в том числе и в России. В то же время надо быть справедливыми по отношению к Ч. Ломброзо, Более ста лет тому назад, в 1887 г., он опубликовал исследование, в котором впервые предложил типологические черты социально-психологического портрета преступника. Преступный тип, по его мнению, обязательно имел соответствующую атрибутивную татуировку - клеймо судимости. Для подтверждения своих воззрений Ч. Ломброзо в специальном альбоме дал рисунки татуировок, увязываемых с преступной биографией носителя накожной живописи. Из анализа рисунков татуированных изображений (по Ломброзо) можно заключить, что это знаки в виде имен, надписей, женских и мужских портретов, эмблем профессионального и военного характера, эротико-порнографические рисунки, а также сюжеты на патриотическую, политическую, антигосударственную и религиозную темы. Наиболее распространенными текстами на изображениях были: "Маркиз без стеснения", "Княгиня без церемоний" (у женщин), "Ее более уже нет" (как правило, данный текст изображался вместе с рисунком могилы или могильного памятника), "Почет Дейблеру", то есть палачу, "Рожден под несчастной звездою", "Дитя несчастья", "Смерть той, которая меня продает", "Долой страдания", "Будущее меня пугает", "Я не боюсь никого", "Смерть жандармам", "Отомстить или умереть" и др. Несмотря на особую популярность трудов Ч. Ломброзо, у него не было (до второй половины XX в.) достойных последователей в изучении гражданской и уголовной татуировки.