Исследования татуировок в местах лишения свободы, проведенные М.Н. Гернетом (первая половина XX века)

В 1924 г. М.Н. Гернет писал: "У нас в России... тема о татуировке преступников, несмотря на протекшие полвека со времени появления труда Ломброзо о преступном человеке, остается совсем не затронутою. Объяснение этому надо искать, прежде всего, в условиях работы русских ученых, не имевших доступа непосредственно к самим преступникам в местах заключения, где только и было возможно их систематическое наблюдение. Немногие, хотя и ценные, исследования преступного мира, вышедшие из-под пера или тюремных врачей или самих бывших заключенных, обходили татуировку преступников молчанием, так как перед ними открывалось обширное, совершенно необработанное поле более широкого психологического, бытового и социологического изучения этого мира преступности и мира борьбы с ним". 

И далее он продолжает: "Так как в русской литературе совершенно отсутствуют сведения не только о татуировке русских преступников, но также и иностранных, то мы сочли не лишним познакомить нашего читателя, хотя бы кратко, с татуировкою преступников за границей. Это будет не бесполезно также и для сравнения распространения татуировки и уяснения ее характера в русских и иностранных местах лишения свободы". Кроме того, программа изучения личности преступника и преступности включает и вопрос исследования татуировок преступников. Ученый ставит своей задачей сообщить некоторые данные по этому вопросу вместе с результатами их обработки и тем самым, может быть, положить начало собиранию материалов и в других местах, где уже производится или будет производиться изучение личности преступника и самой преступности. 
1
Однако надежды его не оправдались, было лишь несколько небольших публикаций (Я.М. Когана - в 1928 г., М.В. Соловьевой - в 1930 г. и др.), сразу же ставших библиографической редкостью. До начала 80-х годов данная область была закрыта для изучения. Однако и то, что смог сделать М.Н. Гернет в исследовании накожной живописи в первой половины XX в. в советской России, позволяет отметить его выдающиеся заслуги в разработке запрещенной для советского ученого и читателя темы. 

Эпоха, в которой жил и работал М.Н. Гернет,- это очевидная эпоха "смутного времени", ее переживают в разные периоды своего развития многие народы. Предметом исследования профессора явилась накожная живопись, которая стала выразителем тех или иных социальных, правовых, судебных и идеологических катаклизмов того периода. Во многом, насколько позволяют средства этого вида бытового искусства, а также таланты кольщиков зоны, им удалось отобразить всю гамму переживаний осужденных, особенно невиновных. Известно, что именно художникам удается с помощью изображений, например татуированных якорей, сердец, крестов, надписей, фигур и портретов, выразить человеческую трагедию. 

М.Н. Гернет может быть примером честного ученого, который, видя складывающееся негативно-отрицательное отношение новой власти к культурным обычаям и традициям народа, не вписавшимся в догмы и постулаты установок, сделал все возможное, чтобы донести до последующих поколений особенности и состояние явления татуирования в исследуемый период. 

По воле социально-экономических и идеолого-политических обстоятельств, художественная татуировка в России исчезла, не успев обрести статуса бытового искусства, как во всех цивилизованных странах Европы и Америки. 

Однако, исторгнутая из жизни российского гражданского общества, накожная живопись получила неожиданную прописку на зоне. Уже в 20-е годы, по компетентному мнению М.Н. Гернета, в гражданско-социальном и нравственном отношении она качественно отличалась от татуировок в тюрьмах и колониях Европы и Америки. Обширный материал, собранный ученым, позволил проанализировать этапы развития накожной живописи и ее роль в субкультуре мест лишения свободы. 

Маргинальные представители российского гражданского общества и уголовные преступники, оказавшись в местах лишения свободы по воле власти, даже в символах и сюжетах лагерной накожной живописи искали стержень национальной традиции для выживания, а именно: единство духа, души-тела. 

В этот период еще нет идеологической уголовно-криминальной ориентации. Отсутствует тема перстневой живописи, с ее уголовно-криминальной символикой (открытой и тайной). Основная сюжетно-художественная направленность накожной живописи до 50-х годов XX в. находится в диапазоне гражданско-бытовых тем (со своей спецификой в местах изоляции).